Вып. 1(41), 2016

УДК 334:621

Оценка эффектов промышленного партнерства предприятий 

Крылатков П. П., Блинков И. О.

Мировая экономика вступила в эпоху новой промышленной революции. В этих новых условиях меняются и производительные силы, и производственные отношения между предприятиями. В статье рассмотрена степень изученности и актуальности проблемы сотрудничества промышленных предприятий. Представлены точки зрения отечественных и зарубежных авторов на фактор конкурентного сотрудничества промышленных предприятий. С учетом того, что идея свободной конкуренции как главного условия успешного развития рыночной экономики кажется многим исследователям не бесспорной, выявлена необходимость формирования более широкого представления о проблеме конкурентного сотрудничества с рассмотрением большего числа участников этого процесса. Уточнено понятие «конкурентного иммунитета промышленного предприятия», причём основное внимание при этом уделяется устойчивому развитию и динамичной адаптации предприятия к изменениям условий внешней и внутренней среды. Выделены группы необходимых условий обеспечения сотрудничества предприятий и эффекты от такого сотрудничества. Подчеркивается, что адресная оценка эффектов сотрудничества целесообразна именно в тех функциональных областях деятельности предприятий, где они реально проявляются. Предложена совокупность основных количественных показателей сравнительного анализа эффекта, достигнутого в результате промышленного сотрудничества предприятий.

Разработанный инструментарий позволяет определить результативность принципов формирования адаптационной системы партнерских отношений. Анализ дополнен выводами о преимуществах долгосрочного конкурентного сосуществования промышленных предприятий. Показано, что партнерские отношения способны обеспечить эффективную адаптацию к быстро изменяющимся условиям как внутренней, так и внешней среды. Представлены критерии оценки с позиции регионального социально-экономического развития.

Ключевые слова: промышленное предприятие; сотрудничество; конкурентный иммунитет предприятия; промышленное партнёрство; эффект от сотрудничества; оценки эффекта сотрудничества.

 

ЛИТЕРАТУРА

О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. СПб.: Питер, 2001. 864 с.

Gloor P. A. Swarm Creativity. Competitive advantage through Collaborative Innovation Networks. Oxford: Oxford University Press, 2006. 224 p.

Lynn L., Salzman H. Collaborative advantage // Issues in Science and Technology National Academic of Science. URL: http://issues.org/22-2/lynn/

MacCormac A. Innovation through global Collaboration. A new source of Competitive Advantage. Theodore Forbath, Peter Brooks, Patrick Kalaher // Wipro Technologies. Harvard Business School, 2007.

White H. C. Varieties of Markets // Social Structures. A. Network Approach / B. Wellman, S. D. Berkowitz (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Fligstein N. Architecture of Markets. An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001. 288 p.

Радаев В. В. Социология рынков. К формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с.

Татаркин А. И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России // Вестник ОГУ. 2013. № 8 (157). С. 148–158.

Важенин С. Г., Важенина И. С. Концептуальные основы конкурентного сосуществования территорий // ЖЭТ. 2012. № 3. С. 96–105.

Важенина И. С., Важенин С. Г. Феномен конкурентного иммунитета территории // Общество и экономика. 2009. № 11–12.

Копанцев Д. В., Важенин С. Г. Уязвимость и жизнестойкость компаний в современном экономическом пространстве // Экономика региона. 2011. № 3. С. 224–228.

Блинков И. О. К вопросу о конкурентном сосуществовании хозяйствующих субъектов в условиях новой индустриализации // ЖЭТ. 2015. № 2. С. 112–116.

Крылатков П. П. Машиностроительное предприятие – методология и экономика целостности. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 364 с.

Валиев В. Н. Формирование ресурсосберегающей политики предприятия // Изв. УГГУ. 2015. № 3(39). С. 52–56.