Вып. 4(44), 2016

DOI 10.21440/2307-2091-2016-4-88-93

УДК 331.1

Методические положения по оценке и развитию факторов формирования вовлеченности персонала в деятельность предприятия pdf

И. А. Кулькова, Н. А. Николаев

Обосновывается актуальность проблемы повышения вовлеченности персонала в условиях высокой конкуренции. Представлен анализ подходов к определению вовлеченности персонала в деятельность предприятия. Раскрыто содержание понятия вовлеченность персонала через термины менеджмента. Рассмотрено соотношение понятия вовлеченность персонала и базовых понятий менеджмента: мотива, стимула, мотивации, стимулирования. Представлена факторная модель механизма формирования вовлеченности персонала. Рассмотрены первичные и вторичные факторы вовлеченности персонала в трудах отечественных и зарубежных авторов. Предложены типология факторов формирования вовлеченности персонала и комплекс методов анализа факторов его вовлеченности в деятельность предприятия. Разработаны методические положения к оценке факторов вовлеченности персонала в условиях конкретного предприятия, включающие в себя методы опроса сотрудников и руководителей предприятия, наблюдение за факторами в условиях предприятия. Проведена оценка удовлетворенности факторами вовлеченности персонала на пяти малых предприятиях Свердловской области. Представлены результаты исследования факторов вовлеченности персонала предприятий Свердловской области. По результатам исследования факторов вовлеченности проведен анализ главных факторов вовлеченности персонала. Подробно рассмотрено влияние содержания труда, социально-психологического климата в коллективе, корпоративной культуры на вовлеченность персонала.

Ключевые слова: вовлеченность персонала; сущность вовлеченности; факторы вовлеченности; оценка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин В. Н., Белкина Н. А. Экономическая теория труда. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 352 с.
2. Брюховецкая Н. Е., Черная А. А. Формирование вовлеченности сотрудников в работу предприятий // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. 2013. № 5. С. 3–21.
3. Долженко Р. А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник АГАУ. 2014. № 9 (119). С. 157–162.
4. Колоскова Е. Вовлеченность и удовлетворенность сотрудников // HeadHunter. Онлайн-справочник «Энциклопедия карьеры». 2008–2014. URL: http://www.ht.ru/cms/pa-tent/101336
5. Карсан Р., Круз К. Компания мечты. Почему в успешных компаниях говорят «мы»: пер. с англ. Е. Вахраневой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 248 с.
6. Соколова Л. И., Мищенко Е. С., Пономарев С. В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 124 с.
7. Хеллевиг Й. Вовлеченность персонала в России. Предварительная версия. М.: Гайд Авара, 2012. 118 с.
8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. Т. I. 848 с.
9. Николаев Н. А. Алгоритм повышения эффективности труда работников малых предприятий на основе управления вовлеченностью // Вестник СамГУ. 2015. № 5. С. 194–209.
10. Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 17–21.
11. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправл. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
12. Белкин В. Н., Безобразова Ю . В. Социально-экономические основы оппортунизма работников российских предприятий. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2011. С. 24–26.
13. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2011. 193 с.
14. Кулькова И. А. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации: дис. … д-ра экон. наук. Ижевск, 2009. 312 с.
15. Белкин В. Н. Организационное поведение работников. Челябинск: Энциклопедия, 2015. 116 с.

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная