Вып. 4(44), 2016

DOI 10.21440/2307-2091-2016-4-94-96

УДК 334.012.23:316

Экологическая ответственность предприятий при недропользовании pdf

Ю. Н. Зеленов, О. В. Косолапов

Обосновывается необходимость социальной ответственности недропользователей при освоении ресурсов недр, компромисса между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Раскрывается содержание социальной ответственности недропользователей исходя из уровня развития последней.
В частности, если первый (базовый) уровень предусматривает необходимость своевременной выплаты заработной платы и уплаты налогов, соблюдение норм трудового и экологического законодательства и другой, второй уровень предполагает развитие социального партнерства и экологизацию производства, то третий уровень отражает направленность внешних форм социальной ответственности, ее проявление за пределами предприятия. Рассматриваются мнения респондентов предприятий горнопромышленного комплекса относительно экологической ответственности. Как следует из них, большинство респондентов считают окружающую среду загрязненной и рассматривают свое предприятие в качестве одного из источников загрязнения. Все опрошенные оценивают решение проблем экологического характера на всех уровнях управления как неэффективное. При отрицательной оценке состояния окружающей среды в целом они
не признают экологическую деятельность приоритетной и не считают нужным тратить существенную долю прибыли на экологизацию производства. В то же время большинство опрошенных признают необходимость учета экологического фактора при принятии управленческих решений, тем более что горные предприятия оказывают негативное воздействие на все элементы окружающей среды. О важности экологического фактора свидетельствует и тот факт, что в основном анкетируемые знакомы с экологическим законодательством, а причину низкой экологизации производства видят в недостаточной финансовой обеспеченности предприятий, низкой ответственности за нарушение экологического законодательства и недостаточном уровне экологической сознательности. Из ответов анкетируемых следует, что они поддерживают инициативу внедрения социальной ответственности, от которой ожидают получения соответствующих эффектов и стратегических выгод.

Ключевые слова: социальная и экологическая ответственность; обязательства; анкетирование; результаты; экологизация.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Благов О. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепций. СПб.: Высшая школа менеджеров. 2011. 272 с.
2. Петросян Д. С. Экологическая эффективность и социальная ответственность // Общество и экономика. 2006. № 11/12. С. 37–47.
3. Игнатьева М. Н., Косолапов О. В., Гиренко-Коцуба А. Н. Социально активные предприятия: реализация экологической и социальной ответственности Екатеринбург: УГГУ, 2013. 144 с.
4. Соболева И. В. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90–102.
5. Стровский В. Е., Косолапов О. В. Социально-ориентированный подход к освоению ресурсов недр // Изв. вузов. Горный журнал. 2015. № 2. С. 38–43.

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная