Вып. 1(45), 2017

DOI 10.21440/2307-2091-2017-1-72-75

УДК 622.271.3.06:658.527"75".004.15

Учет фактора времени при определении эффективности применения комплексов ЦПТ pdf

А. В. Семенкин

Выполненные ранее исследования по эффективности использования различного оборудования циклично-поточной технологии (ЦПТ) (конвейерного, дробильного, грохотильного и др.) для каких-либо карьеров не позволяют составить общее представление о предпочтительных условиях применения комплексов ЦПТ в различных горнотехнических условиях. В связи с этим целью данной работы является установление зависимостей изменения затрат на комплексы ЦПТ от основных горнотехнических условий (годовая производительность, высота подъема и вид горной массы) с учетом фактора времени. Их анализ позволит обосновать рациональные условия применения этих комплексов в сравнении с базовым вариантом экскаваторно-автомобильного комплекса. В статье рассмотрен учет фактора времени при анализе вариантов эксплуатации комплексов цикличной и циклично-поточной технологии (ЦПТ) открытых горных работ при отработке месторождений твердых полезных ископаемых. В качестве комплекса цикличной технологии рассмотрен экскаваторно-автомобильный комплекс (ЭАК). Учтен фактор времени при расчете затрат на эксплуатацию комплексов ЦПТ и ЭАК. В результате проведенных исследований обоснованы период оптимизации и коэффициенты приведения (норма дисконта) капитальных и эксплуатационных затрат. Коэффициент приведения капитальных затрат учитывает удорожание оборудования с течением времени, что в основном определяется инфляционными процессами. В расчетах этот коэффициент принят равным 1,06. Коэффициент приведения эксплуатационных затрат обусловлен особенностями эксплуатации различного оборудования. На основании опыта эксплуатации горнотранспортного оборудования карьеров коэффициент приведения для автосамосвалов грузоподъемностью 45 и 80 т в расчетах принят равным 1,2 и 1,15 соответственно, а для дробильного, конвейерного и экскаваторного оборудования 1,06.
По графическим зависимостям изменения затрат на примере использования комплексов при разработке скальных вскрышных пород установлено, что при одинаковой тенденции изменения удельных относительных затрат на расчетный год и дисконтированных последние существенно увеличиваются. При этом интенсивность повышения относительных дисконтированных затрат на комплексы ЦПТ ниже, чем на ЭАК. Для комплексов ЦПТ дисконтированные затраты в рассмотренных условиях увеличиваются в 1,5–1,7 раза, а для ЭАК в 1,7–2 раза. Результаты исследований будут использованы в дальнейшем при обосновании предпочтительных условий применения комплексов ЦПТ, а также будут полезны для работников горнодобывающих предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций.

Ключевые слова: экскаваторно-автомобильный комплекс; комплекс циклично-поточной технологии; фактор времени; приведение (дисконтирование) затрат.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кармаев Г. Д. Исследование эффективности и областей применения различных типов конвейеров на открытых разработках: дис. … канд. техн. наук. Свердловск, 1978. 188 с.
2. Семенкин А. В. Изменение расчетных затрат при разработке карьера с применением экскаваторно-автомобильного комплекса и комплекса циклично-поточной технологии // Проблемы недропользования. 2015. № 3. С. 59–66.
3. Кармаев Г. Д., Глебов А. В. Выбор горно-транспортного оборудования циклично-поточной технологии карьеров. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2012. 296 с.
4. Кулешов А. А. Мощные экскаваторно-автомобильные комплексы карьеров. М.: Недра, 1980. 317 с.
5. Agafonov Y., Suprun V., Pastikhin D., Radchenko R. Problems and prospects of cyclic-and-continuous technology in development of large ore and coalfields // Proceeding of the 12th International Symposium Continuous Surface Mining. Aachen: Springer, 2014. P. 437–445.
6. Graber G. Advancement of mobile conveying solutions for IPCC and waste handling operations // In-Pit Crushing and Conveying: International Mining (13–15 October, 2013). Cologne, Germany, 2013.
7. Яковлев В. Л., Смирнов В. П., Берсенев В. А. Устройство дробильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2003. 42 с.
8. Васильев М. В., Яковлев В. Л., Демкин В. Б. и др. Выбор вида карьерного транспорта (методика). М.: Недра, 1973. 192 с.
9. Ложечко Л. Б., Щербина А. А., Павленко Г. И., Глебов А. В., Кармаев Г. Д. Рациональный срок эксплуатации карьерных самосвалов // Проблемы карьерного транспорта: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. (9–12 окт. 2007 г.). Екатеринбург: УрО РАН, 2008. С. 117–122.