Вып. 2(46), 2017

DOI 10.21440/2307-2091-2017-2-104-108

УДК 378.6 

Концепция CDIO как основа инженерного образования: промежуточные итоги и направления дальнейшего использования в России pdf

Р. А. Долженко 

Проанализирована концепция CDIO – новый комплексный подход к инженерному образованию, описана история ее становления, представлены промежуточные итоги ее внедрения в отечественных вузах, а также направления дальнейшего использования в РФ. В работе проанализирована динамика академических публикаций на тему CDIO в России и за рубежом, приведен список зарубежных журналов, в которых данная тематика нашла наибольшее отражение, проведен обзор наиболее цитируемых научных работ, в которых отражено содержание инициативы CDIO. Описано содержание подхода CDIO к инженерному образованию, который получает распространение в зарубежных вузах и точечно используется рядом российских образовательных организаций, показаны преимущества данной концепции. С точки зрения создателей CDIO, данный подход позволит обучить такого будущего выпускника вуза, который сможет придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществить все конструкторские работы по ее воплощению, внедрить в производство то, что получилось в итоге. В статье также был выделен перечень факторов, которые сдерживают развитие CDIO в отечественной педагогической практике. Предложен комплекс рекомендаций и описан алгоритм для внедрения указанного подхода к деятельности российского вуза. Для того чтобы внедрить CDIO в свою практику, университет должен прежде всего проверить свою деятельность на соответствие стандартам CDIO, в которых прописаны 12 направлений реализации данной инициативы, а также возможные уровни оценки. Анализ показал, что формализованная процедура вступления в ассоциацию CDIO не несет в себе значительных преференций для образовательной организации, в то время как выложенные в открытом доступе стандарты позволят улучшить ее деятельность.

Ключевые слова: обучение; инженерное образование; технические специальности; CDIO; стандарты образования; публикации.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Crawley E. F., Brodeur D. R., Soderholm D. H. The education of future aeronautical engineers: Сonceiving, designing, implementing and operating // Journal of Science Education and Technology. 2008, 17(2). Р. 138–151.
2. Edström K., Kolmos A. PBL and CDIO: Complementary models for engineering education development // European Journal of Engineering Education. 2014. Vol. 39(5). Р. 539–555.
3. Lunev. A., Petrova. I., Zaripova. V. Competency-based models of learning for engineers: a comparison // European Journal of Engineering Education. 2013. Vol. 38(5). Р. 543–555.
4. Woollacott L. C. Validating the CDIO syllabus for engineering education using the taxonomy of engineering competencies // European Journal of Engineering Education. 2009. Vol. 34(6). Р. 545–559.
5. Padfield G. D. Flight handling qualities // Aeronautical Journal. 2006. Vol. 110(1104). Р. 73–84.
6. Wang Y., Qi Z., Li Z., Zhang L. Institute-industry interoperation model: An in-dustry-oriented engineering education strategy in China // Asia Pacific Education Review. 2011. Vol. 12(4). Р. 665–674.
7. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 137–139.
8. Чучалин А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 20–29.
9. Yakovlev A. N., Kostikov K. S., Martyushev N. V., Shepotenko N. A., Falkovich Yu. V. Institute of high technology physics experience in masters of engineering and doctoral training: the platform for cooperation with Russian and international companies in the domain of material science and physics of high-energy systems // Изв. вузов. Физика. 2012. Т. 55, № 11-3. С. 261–263.
10. Замятина О. М., Мозгалева П. И. Усовершенствование программы элитной технической подготовки: компетентностно-ориентированный подход // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 36–45.
11. Минева О. К., Акмаева Р. И., Усачева Л. В. Реализация стратегии развития университета на основе построения стратегической карты // Вестник СГТУ. 2013. Т. 1, № 1 (69). С. 297–304.
12. Чучалин А. И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 14–29.
13. Kuptasthien N., Triwanapong S., Kanchana R. Разработка интегрированного учебного плана для программ промышленной инженерии в рамках инициативы CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 30–39.
14. Подлесный С. А., Козлов А. В. CDIO: цели и средства достижения // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 9–13.
15. Душин А. В. Некоторые аспекты развития теории ценности // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 218–222.

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная