Текущий выпуск

ISSN 2307-2091 (Print) 

ISSN 2500-2414 (Online)

DOI 10.21440/2307-2091-2017-4-66-71

УДК 622.684.18:622.271.3

МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА АВТОСАМОСВАЛАМИ В ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ pdf

Ю. И. Лель, И. В. Зырянов, Д. Х. Ильбульдин, О. В. Мусихина, И. А. Глебов

Выполнен детальный анализ «Норм расхода топлива и смазочных материалов…», утвержденных Минтрансом РФ и являющихся официальным документом для нормирования и планирования расхода топлива на автомобильном транспорте, в том числе карьерном. Установлено, что указанные «Нормы расхода…» характеризуются недостаточным учетом специфики условий эксплуатации карьерных автосамосвалов и значительными расхождениями с фактическими показателями расхода топлива. В наибольшей степени эти недостатки проявляются в глубоких карьерах. В результате экспериментально-аналитических исследований разработана новая методика нормирования расхода дизельного топлива карьерными автосамосвалами, основанная на расчете расхода топлива за транспортный цикл и приведении фактической длины трассы к условному горизонтальному расстоянию транспортирования с использованием энергетического критерия. Методика характеризуется комплексным учетом конструктивных параметров карьерных автосамосвалов горнотехнических и дорожно-транспортных условий эксплуатации. В качестве критерия оценки трудности транспортирования обосновано использование коэффициента сложности трассы, показывающего, во сколько раз энергозатраты при движении автосамосвалов по реальной трассе превышают энергозатраты при движении по горизонтальной автодороге со щебеночным покрытием такой же протяженности. Получены расчетные формулы для определения приведенного расстояния транспортирования на основе горизонтальных эквивалентов вертикального перемещения горной массы. Установлено, что линейная норма расхода дизельного топлива на пробег и транспортную работу при прочих равных условиях определяется двумя основными факторами: расстоянием транспортирования L и коэффициентом сложности трассы μ. В качестве примера приведен расчет линейной дифференцированной нормы расхода топлива автосамосвалами CAT-785B в условиях карьера «Удачный» АК «АЛРОСА» (ПАО). Разработанная методика обеспечивает высокую точность нормирования расхода дизельного топлива практически в любых диапазонах изменения горнотехнических и дорожно-транспортных условий эксплуатации и рекомендуется к использованию в глубоких карьерах.

Ключевые слова: автосамосвал; расход топлива; приведенное расстояние; горизонтальный эквивалент вертикального перемещения; сложность трассы; карьер.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжения Минтранса РФ № АМ-13-р от 14.03.2008, № НА-50-р от 14.05.2014, № НА-80-р от 14.07.2015.

2. Методика нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте. М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1983. 63 с.

3. Дифференцированные нормы расхода горюче-смазочных материалов для большегрузных автосамосвалов БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и КрАЗ-256Б: утв. МЧМ СССР 23.07.1976. Свердловск: ИГД МЧМ СССР, 1976. 73 с.

4. Методические указания по нормированию расхода дизельного топлива на карьерном автомобильном транспорте: утв. МЧМ СССР 01.01.1986. Свердловск: ИГД МЧМ СССР, 1986. 32 с.

5. Разработка дифференцированных норм расхода дизельного топлива карьерными автосамосвалами в условиях ОАО «Ураласбест»: отчет о НИР (закл.) / УГГГА; рук. Лель Ю. И. Екатеринбург. 1999. 39 с.

6. Линейные дифференцированные нормы расхода дизельного топлива для автосамосвалов БелАЗ-7548, БелАЗ-75485 и БелАЗ-75405 в условиях АООТ «Сафьяновская медь»: отчет о НИР (закл.) / УГГГА; рук. Лель Ю. И. Екатеринбург, 1997. 25 с.

7. Разработка удельных норм расхода топлива технологическим транспортом на карьере «Юбилейный»: отчет о НИР (закл.) / УГГГА; рук. Лель Ю. И. Екатеринбург, 2007. 224 с.

8. Нормы расхода топлива технологическим транспортом Удачнинского ГОКа: отчет о НИР (закл.) / УГГГА; рук. Лель Ю. И. Екатеринбург, 2008. 90 с.

9. Кулешов А. А. Определение расхода топлива карьерными автосамосвалами // Горные машины и автоматика. 2004. № 8. С. 17–21.

10. Мариев П. Л., Кулешов А. А., Егоров А. Н., Зырянов И. В. Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы. СПб.: Наука, 2004. 429 с.

11. Смирнов В. П., Лель Ю. И. Теория карьерного большегрузного автотранспорта. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 355 с.

12. Ильбульдин Д. Х., Лель Ю. И., Горшков Э. В. Оценка эффективности систем контроля расхода топлива на горной и автомобильной технике // Геотехнологические проблемы комплексного освоения недр: сб. науч. тр. / ИГД УрО РАН. Екатеринбург, 2009. Вып. 5(95). С. 363–372.

13. Лель Ю. И., Салахиев Р. Г., Арефьев С. А., Сандригайло И. Н. Совершенствование нормирования расхода топлива карьерными автосамосвалами на основе горизонтальных эквивалентов вертикального перемещения горной массы // Изв. вузов. Горный журнал. 2014. № 2. С. 107–116.

14. Atkinson T., Walton G. Design and Layout of haul roads for surface mines // Surface Mining and Quarrying. Pap. 2-nd Int. Symp. (Bristol, 4–6 Oct. 1983). London. 1983. Р. 369–381.

15. Willimson O. S. Haul road design for off-highway mining equipment // World Mining Equip. 1987. Vol. 12, № 3. Р. 24–26.

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная