2-19-14

ISSN 2307-2091 (Print) 

ISSN 2500-2414 (Online)

УДК 629.4, 621.891

https://doi.org/10.21440/2307-2091-2019-2-107-114

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Д. В. Глазунов / Известия УГГУ. 2019. Вып. 2(54). С. 107-114 Глазунов Д. В. Способы снижения износа колесных пар подвижного состава // Известия УГГУ. 2019. Вып. 2(54). С. 107-114 . DOI 10.21440/2307-2091-2019-2-107-114

Актуальность применения способов снижения износа колесных пар подвижного состава на предприятиях железнодорожного транспорта объясняется интенсивным износом рельсов и колесных пар подвижного состава на горных перевальных участках с затяжными подъемами и спусками и на равнинных железных дорогах. Рассмотрены основные неисправности колесных пар. Основные неисправности бандажей колесных пар вызваны параметрическими отказами, ошибками при ведении поезда, нарушениями технологии изготовления бандажей и формирования колесных пар. Для определения основных неисправностей используют ручные и автоматизированные методы диагностики. Результаты. В работе рассмотрены основные современные способы снижения интенсивности изнашивания колес подвижного состава. Приведены примеры технологии плазменного упрочнения на примере колесных пар грузового электровоза серии 2ЭС4К Дончак. Рассмотрен принцип действия колесно-токарного станка по обточке колесных пар высокоскоростного электропоезда «Сапсан» в условиях Моторвагонного депо г. Санкт-Петербурга (ТЧ-10 «Металлострой»). В ФГБОУ ВО РГУПС разработан производственный процесс создания триботехнических материалов, позволяющий оптимизировать процесс лубрикации путем нанесения минимального количества триботехнических материалов, уменьшая при этом износ гребней колес подвижного состава. Ïрименение результатоâ. Оборудование лабораторного комплекса широко используется в научно-исследовательском процессе для аспирантов специальности «Трение и износ в машинах» и в учебном процессе для студентов специальности «Наземные транспортно-технологические средства». Оборудование эксплуатационного комплекса успешно прошло апробацию на участке Северо-Кавказской железной дороги Батайск–Лихая– Батайск на грузовых электровозах серии ВЛ в 2016 г. Результаты апробации эксплуатационного комплекса подтверждены актом промышленных испытаний. Âыâоды. Рассмотрена проблема интенсивного износа рельсов и колесных пар подвижного состава, приведены основные неисправности бандажей колесных пар, описаны ручной и автоматизированный способы измерения интенсивности изнашивания колесных пар. Проведен обзор и выявлены недостатки современных способов снижения износа гребней колесных пар современного подвижного состава, используемых на предприятиях ОАО «РЖД». В ФГБОУ ВО РГУПС разработан производственный комплекс создания триботехнических материалов, позволяющий оптимизировать процесс лубрикации колес подвижного состава.

Ключевые слова: износ, колесная пара, поверхностное упрочнение, триботехнические материалы, оптимизация профиля, шаблон, толщина гребня, подвижной состав, опытная установка, система видеомониторинга, гребнесмазыватель, железная дорога, горный участок.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Буйносов А. П. Методы повышения ресурса бандажей колесных пар тягового подвижного состава: дис. .. д-ра техн. наук. Екатеринбург: УрГУПС, 2011. 456 c.
  2. Шибеко Р. В., Захаров Е. А. Система контроля колесных пар железнодорожных вагонов // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 314–317. URL: https://moluch.ru/archive/77/13293
  3. Балановский А. Е. Основные вопросы теории плазменного поверхностного упрочнения металлов (Обзор. Часть 1) // Упрочняющие технологии и покрытия. 2015. № 12 (132). С. 18–30.
  4. Балановский А. Е. Основные вопросы теории плазменного поверхностного упрочнения металлов (Обзор. Часть 2) // Упрочняющие технологии и покрытия. 2016. № 1. С. 25–34.
  5. Максимов И. Н. Разработка профиля колес для скоростных поездов и прогнозирование его эволюции в процессе взаимодействия подвижного состава и пути: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М.: ВНИИЖТ, 2014. 29 c.
  6. Богданов А. Ф., Будюкин А. М., Иванов И. А., Жуков Д. А., Урушев С. В. Улучшение свойств металла обода колесных пар тягового подвижного состава // Бюллетень результатов научных исследований. 2014. № 1 (10). С. 22–30.
  7. Богданов В. М. Обеспечение устойчивой работы системы колесо–рельс на отечественных и зарубежных железных дорогах // Вестник ВНИИЖТ. 2010. № 2. С. 10–14.
  8. Марков Д. П. Трибология и ее применение на железнодорожном транспорте // Труды ВНИИЖТ. М.: Интекст, 2007. 408 с.
  9. Герасимова А. А., Керопян А. М., Гиря А. М. Исследование системы колесо–рельс карьерных локомотивов в режиме тяги // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2018. № 1. С. 39–42. https://doi.org/10.3103/S1052618818010065
  10. Елагина О. Ю., Гусев В. М., Буклаков А. Г., Гантимиров Б. М. Исследование износостойкости покрытий из плакированных порошков в условиях трения скольжения с граничной смазкой // Трение и износ. 2015. № 3 (36). С. 287–291. https://doi.org/10.3103/S1068366615030046
  11. Ермаков С. Ф., Рыбаков А. А., Богданов А. Л., Константинов В. Г., Данишевский В. Н. Триботехнические характеристики композиционных пластичных смазочных материалов на основе дистиллятов вакуумных нефтяных и этаноламинов // Трение и износ. 2015. № 5. С. 561–568. https://doi.org/10.3103/S1068366615050049
  12. Dumpala R., Chandran M., Rao M. S. R. Engineered CVD Diamond Coatings for Machining and Tribological Applications // JOM. 2015. Vol. 67, № 7. Р. 1565–1577. https://doi.org/10.1007/s11837-015-1428-2
  13. Иващенко Е. П., Марченко А. Ю., Юдкин Б. Ю., Марченко М. Ю., Салтанов С. Н., Баринов И. М., Викулов Е. А. Оценка влияния температуры окружающей среды на ресурс деталей и узлов горных машин // Изв. УГГУ. 2015. № 3 (39). С. 39–41.
  14. Евдокимов Ю. А., Браун Э. Д., Корнев В. И. Проблема триботехники на железнодорожном транспорте: методы решения // Вестник РГУПС. 2000. № 3. С. 19–21.
  15. Kokhanovskii V. A., Glazunov D. V. Selection of lubricant composition for open contact systems in rolling stock // Russian Engineering Research. 2016. Vol. 36. № 6. P. 449-451. http://dx.doi.org/10.3103/S1068798X16060113
  16. Шаповалов В. В. Проблемы транспортной триботехники: физико-математическое моделирование мобильных фрикционных систем // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2009. № 10. С. 3–11.
  17. Кохановский В. А., Глазунов Д. В. Управление эксплуатационными показателями смазочного материала // Вестник машиностроения. 2017. № 6. С. 54–58.
  18. Kokhanovskii V. A., Maiba I. A., Glazunov D. V., Bol’shikh I. V. Lubricator casings for locomotive wheel rims // Russian Engineering Research. 2016. Vol. 36. № 5. P. 364–365. https://doi.org/10.3103/S1068798X16050099
  19. Kokhanovskii V. A., Glazunov D. V. Control of lubricant performance // Russian Engineering Research. 2017. Vol. 37. № 9. P. 768–773. https://doi.org/10.3103/S1068798X17090131

 

 

Лицензия Creative Commons
Все статьи, размещенные на сайте, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная